«Речевая готовность ребенка к школе»

      Ваш ребенок скоро пойдет в школу, и вы, конечно, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. Как же помочь этому? Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. Существует целый ряд критериев оценки готовности ребенка к школе. Это общее состояние его здоровья, достаточный уровень мотивации и произвольности, умение общаться со сверстниками и взрослыми, хорошее умственное развитие: внимание, память, восприятие, мышление и речь должны соответствовать возрастным нормам, хорошее состояние общей и мелкой моторики, соответствующий возрасту уровень сформированности представлений, достаточная познавательная активность. Сегодня мы поговорим о «речевой готовности» вашего ребенка к школе. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
      Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
      Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.
Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

       Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

     Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
      1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
       2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
       3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи
      4. Умение  пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
       5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

     Факторы риска неуспеваемости в школе:

   -  Неспособность понять инструкцию
   -  Не умение организовать свою работу
   -  Низкий уровень развития памяти
   -  Бедный запас слов
   -  Неумение грамотно строить предложение
   -  Нарушение звукопроизношения
   -  Низкий уровень координации движений пальцев
   -  Не умение различать фигуры

     Анализ развития ребенка, выявление факторов риска позволяет выбрать систему занятий по подготовке ребенка к школе.

Среди важнейших отношений определяющих успешность адаптации к школе выделяют следующие:

   -  Адекватное отношение к самому себе, своим способностям
   -  Умение выполнять требования взрослого, исправлять ошибки
   -  Умение выполнять совместные действия с другими детьми

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

      1. создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
     2. проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
      3. не ругать ребенка за неправильную речь;
      4. ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
      5. не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
      6. осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

     Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
     Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.
     И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.
      Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ждет вас успех!

Советы родителям

«Это поможет Вашему малышу скорее заговорить»

   -  Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
   -  Помните, что основные собеседники для ребенка в семье — мама, папа, бабушка или дедушка.
   -  Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
   -  Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
   -  Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
   -  Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2—3 месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
   -  Учите ребенка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.

Пожелания родителям

   -  Чаще и больше разговаривайте с ребенком.
   -  Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами.
   -  Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи, какой...?», «А если бы...», «Придумай слово».
   -  Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки
   - Стимулируйте ребенка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений, рассказов...
   - Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребенку. Используйте словарь.

Учитель-дефектолог

ГУО "Ясли-сад №3 г.Солигорска"

Алейникова Дарья Александровна

Ссылки на cайты учреждений

     

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ